После того, как 1о мая 1960 года под Свердловском был сбит шпионский самолёт У-2 американского пилота Пауэрса, Никита Сергеевич не раз грозил США показать Кузькину мать.
Первая советская водородная бомба мощностью 400 килотонн.
АН602 (она же «Царь-бомба» и «Кузькина мать» ) термоядерная авиационная бомба, разработанная в СССР в 1954—1961 годы группой физиков-ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР И.В. Курчатова. Самое мощное взрывное устройство (по разным данным от 57 до 58,6 мегатонн тротилового эквивалента) за всю историю человечества.
Переводчик Хрущева Суходрев перевел «кузькину мать» как «мать Кузьмы». Американские журналисты не знали, что это такое, да так и стали писать Kuzma's mother. Кто такая эта мать почему она столь страшна, им было неведомо. Возможно, они полагали, что Кузьма нечто вроде Берии, какой-то монстр. Его, как видно, расстреляли, а мать его осталась, и ее вполне достаточно, чтобы напугать кого хочешь. Потом американцам пояснили, что «показать кузькину мать» — это идиома, означающая сильную угрозу, но откуда происходит само выражение, не сказали. Фразеологический словарь дает лишь смысл «проучить, жестоко наказать». Этимологический словарь Фасмера поясняет, что «кузька» — это такой жук, а Кузьма — имя (от греческого Kosmas), олицетворяющее на Руси кузнечное дело (по созвучию с кузней, отсюда «подкузьмить»). Даль тоже пишет, что Кузьма — это имя и упоминает выражение про его мать — но никаких сведений о происхождении самой идиомы. Так что нам тоже неизвестно, откуда произошел фразеологизм «показать кузькину мать», если только не предположить, что жук кузька очень страшен, а его мать — еще страшнее. Но это вряд ли, ибо слово «кузька» произошло от польского козка — козочка. Зато известна дальнейшая судьба кузькиной матери.
Пока Никита Сергеевич неоднократно грозился матерью Кузьмы, как раз завершалась грандиозная работа в сверхсекретной лаборатории «Арзамас-16» по созданию водородной супербомбы мощностью в 100 мегатонн. Что это за мощность? Это в 10 тысяч раз больше, чем бомба, уничтожившая Хиросиму. Хиросима слишком далека от нас, потому применим знакомый масштаб. Если бы такая бомба была взорвана над Москвой, то Москва просто бы исчезла. Ее центр бы испарился (именно: не разрушился бы, а испарился), а остальное превратилось бы в мелкий щебень среди гигантского пожара. Равно как испарился бы центр Нью-Йорка вместе со всеми его небоскребами. То есть от огромных городов осталась бы оплавленная гладкая поверхность диаметром в двадцать километров, окруженная мелкими обломками и пеплом. Нельзя было бы и уцелеть в глубоком метро, ибо заплавило бы все выходы. А города, отстоящие от Москвы (или Нью-Йорка) в 700 километрах, а тем более ближе, были бы разрушены. Скажем, Тула или Филадельфия полностью, Курск и даже Петербург или Бостон и даже Питтсбург в значительной части. Вот именно эту бомбу ее разработчики и создатели назвали «кузькина мать». Конечно, у нее было официальное название «изделие номер такой-то», но именно под названием «кузькина мать» (или просто «кузька») она называлась «среди своих».
Первая советская атомная бомба РДС-1 мощностью 22 килотонны выставлена в Музее ядерного оружия в Сарове.
Испытание самого мощного в мире взрывного устройства состоялось 30 октября 1961 г. Подрыв бомбы произошел в пределах ядерного полигона ( над Новой Землёй ) на высоте 4200 м над уровнем моря . Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте.
Макет самой мощной в мире водородной бомбы («кузькиной матери») в музее Ядерного центра
Летом 1961 года работа над «кузькой» была закончена и встал вопрос о месте ее испытания. Здесь особых споров не возникало — конечно, решили взрывать на полигоне на Новой Земле. Полигон занимает весь архипелаг, площадью 82 600 кв. км. Бывший 6-й Центральный полигон Минобороны СССР, созданный согласно постановлению правительства СССР от 31 июля 1954 г., теперь — Центральный полигон Российской Федерации. Ибо ни в Казахстане на Семипалатинском испытательном полигоне, ни, тем более, на Тоцком полигоне в Оренбургской области, на котором маршал Жуков 13 сентября 1954 года испытывал обычную атомную бомбу в 60 килотонн и прорывал место взрыва механизированными колоннами с солдатами в противогазах (многие из них вскоре умерли), для матери Кузьмы места не было.
Но когда стали прикидывать масштаб поражения от кузькиной матери при взрыве на Новой Земле, равный радиусом 1000 километров, то зачесали затылки. В этих пределах находились города Воркута, Дудинка, важный промышленный центр Норильск. А, скажем, порт Диксон и вовсе находился в 500 километрах от полигона. Какой-нибудь поселок Дровяной было не жалко, но вот норильский медно-никелевый комбинат очень берегли. В общем, как ни крутили и ни рядили, но получалось, что взрывать чудовищную мамашу негде. Разве что в Антарктиде. Но, во-первых, там не было оборудования и приборов, а завоз их обошелся бы слишком дорого — уж дешевле спалить Диксон, испарить поселок Дровяной и подразрушить Норильск. А во- вторых, Антарктида была международной территорией, и взрывать там, как говорится, не позволила бы международная общественность.
Как ни жаль, но заряд бомбы решили уполовинить, дабы не эвакуировать население и оборудование названных городов. Тело бомбы осталось прежним, а заряд снизили до 50 мегатонн. Тулово «мамаши» сейчас находится в музее Российского федерального ядерного центра «Арзамас-16» (ныне город Саров). Ее диаметр — около 2,5 метров, длина — около 12. В хвостовой части этой гигантской смерти была предусмотрена специальная парашютная система из трех парашютов, в которой главный парашют имел площадь 1600 кв. м.
30 октября 1961 года кузькину мать с трудом загрузили в стратегический турбовинтовой бомбардировщик Ту-95. Бомбовые люки пришлось оставить открытыми — иначе кошмарная мамаша не влезала в бомбовой отсек. Главная проблема заключалась в том, чтобы бомбардировщик успел уйти из зоны поражения до взрыва бомбы. Бомбу взрывали на высоте 4,5 километра, а сбросили с высоты, предельной для ТУ- 95 — где-то километров 15. Парашюты раскрыли почти сразу, но бомба сначала летела вниз быстро (из-за малой плотности воздуха), затем ее скорость стала замедляться. В общем, минут семнадцать у экипажа до взрыва было. Самолет со снижением и на форсаже двигателей на максимальной доступной ему скорости порядка 800 км. в час (это были дозвуковые бомбардировщики) стал уходить от места сброса бомбы и до взрыва бомбы успел удрать на расстояние около 250 километров. Тем не менее вспышка взрыва залила кабину белым ослепительным светом. Но экипаж заблаговременно надел темные очки. Самолет стремительно продолжал уходить, но еще стремительнее его настигала ударная волна. Она бросила самолет вниз, вверх, снова вниз. Но обошлось.
Сзади вырастал чудовищный, никогда ранее не виданный никем из землян атомный гриб. Его шляпка диаметром в несколько десятков километров сияла красновато-оранжевыми сполохами, она быстро разрасталась и уходила вверх, в стратосферу. Что находилось внизу, рассмотреть было невозможно, там все было закрыто стремительно расширяющейся плотной завесой взрыва. Ножка атомного гриба выросла до невероятной толщины — многих десятков километров, а шляпка и вовсе сотен. В музее «Арзамаса-16» есть кинохроника этого взрыва. Ее, насколько я знаю, никогда не показывали широкой публике. И, вообще, она доступна только узким специалистам, ибо, как говорят, зрелище не для слабонервных. Один из историков советского атомного проекта Игорь Мосин вспоминает: «В Арзамасе я видел кинохронику испытаний этой бомбы. Страшное, пугающее зрелище. ... Эти кадры иногда мне снятся, и я почти физически ощущаю, извините за штамп, ледяное прикосновение смерти».
Результаты взрыва заряда, получившего на Западе имя «Царь-бомба», впечатляли:
* Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров.
* Огненный шар разрыва радиусом примерно 4,6 километра достиг поверхности земли — что нехарактерно для воздушных ядерных взрывов.
* Излучение вызывало ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.
* Ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.
* Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 мин.
* Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.
* Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров.
Камера находится на расстоянии около 100 км от эпицентра.
Гриб достиг высоты 64 км а диаметр шляпы 50 км.
Звуковая волна обошла вокруг земли 3 раза, за 400 км от взрыва повыбивало стёкла.
Мощность в тротиловом эквиваленте= 57 миллионов тонн TNT
pizdec
ОтветитьУдалитьочень красиво а еще когда бома из люка выходит и уходит вниз это просто совершенство
ОтветитьУдалитьк посту выше:
ОтветитьУдалитьсовершенство - это твой мозг, чистый вакуум или кость сплошная.
А статья супер!
звери 4 мировую люди точно будут воевать палками и дубинами (((((((
ОтветитьУдалитьНу не стыдно чушь писать, ушли на 250 км, падала 17 минут....Посчитайте скорость падения на парашюте и высоту сброса (бомба взорвана на высоте почти 4 км.), получается только 39 км.
ОтветитьУдалить