Где-то там, за чертой городской цивилизации, вдали от прогресса и естественных благ, спрятано маленькое селение, где люди выживают в условиях глухой деревни.
Правда или быль?
Практически каждый человек, читая рассказы классиков о деревенской жизни, рисовал в своем воображении «вкусное» описание «палящего лучистого солнца на искрящемся золотом сенокосе», ужин с крынкой парного молока и краюшкой свежеиспеченного хлеба, русскую печь, на которой можно, уютно устроиться среди цветастых, лоскутных одеял, слушая бабушкины сказки.К сожалению, жизнь современной «глухой» деревни, отличается от живописной картины, изложенной в произведениях непревзойденных мастеров словесности классической литературы и для тех, кто привык к самобытной культуре цивилизации, может показаться борьбой за выживание.
Волею случая, в студеный зимний вечер, приехали мы с супругом к тетушке, в Шаршки — малюсенькую деревушку, расположенную в Липецкой области.
Эх, дороги...
Отчего-то, таксист высадил нас на окраине единственной улицы, не поехав вглубь, к самому дому. Вскоре стало ясно почему. Ухабистая дорога, покрытая льдом, была похожа на аттракцион, по которому, адекватный водитель, просто не поедет.Домов я насчитала 23, из них, пригодных для проживания, не более 6, остальные разваленные, местами подкопченные жестокими летними пожарами, подошедшими с окружных полей.
Безлюдную тишину, столь непохожую на городскую, рождественскую суету, время от времени нарушала вполне развеселая песня местного колядовщика, выпрашивающего у соседей, флакон одеколона к праздничному столу.
Деревенская аюрведа
Изба тети встретила нас кисловато-сладким запахом сушеных трав, заготовленных на зиму «от всех болезней», как учила тетушку ее матушка — местная лекарь-травница:- Зверобой защитит от ревматизма.
- Бессмертник — от простуды, заболеваний печени.
- Ромашка — антивоспалитель.
- Укроп помогает при метеоризме, и еще множество всевозможных веников, коллекции которых, позавидовала-бы самая современная аюрведическая клиника.
Таблетки в деревне не в почете, что логично, учитывая отсутствие элементарного медпункта, а также невозможность быстрого приезда скорой помощи из города, к ним просто не привыкли здесь. Здесь, в отдалении от цивилизации, жители, весьма суеверны. До сей поры, живы легенды о колдунах, череда неудач, зачастую объясняется наговором ведюг.
Ау, цивилизация!
Водопровода, канализации, газопровода, домашнего санузла, разумеется, нет. Во дворах колодцы, небольшие деревянные строения — туалеты, поленницы с аккуратно сложенными дровами для печей. Уровень достатка здесь, измеряется не уникальностью дизайна домов, а добротностью строений, способных выдержать студеную зиму, дождливую весну, летние пожары.Работы нет, да и откуда ей взяться при отсутствии даже магазинов. Ближайший, более благоустроенный населенный пункт, расположен за несколько километров от Шаршков, а город, того дальше. Впрочем, по близлежащей трассе, дважды за день, ходит старенький автобус, правда расписание его, зависит от погодных условий.
Ранее, ездили в город на велосипедах, но сейчас, аэродромную базу времен ВОВ, находящуюся рядом с единственной дорогой, возродили, сделав авиацентр, охраняемый бойцовыми собаками, так пугающих местных жителей.
Кормильцы - Лес, сад, огород
Продукты на столах, появляются, по большей части, благодаря саду-огороду, а также домашнему хозяйству — коровам, свиньям, курам. Кто сноровистей, ищет металл в разваленных домах и отвозит его на сдачу в пункт приема — все, какая-никакая, а подработка.Ранее ловили-продавали рыбу, однако теперь, кто-то очень предприимчивый, купил пруд и сделал его платным.
Впрочем, многие живут припеваючи. Заповедник кормит. Грибы, ягоды, валежник, при удачной «охоте», вмиг расходятся на городском рынке — это основной ответ на вопрос — как выжить в глухой деревне, где раздобыть денег на приемлемую жизнь.
Шаршки будут жить!
Но всякому терпению, приходит конец. Подрастающая молодежь, рвется в город, дома продают по смешной стоимости за 20-30 тысяч рублей.
Подобные сделки, не всегда добровольны. Многие боятся приезжих предпринимателей, которые возвели здесь огромное строение для частного аэродрома. Они скупают дома у шаршковцев и большинство, не могут отказать им, а может, просто хотят сбежать поскорее в более цивилизованное место.
Но пока жив остов деревни — коренные старики, Шаршки не исчезнут с карты и будут выживать, в надежде, что когда-нибудь, их дети вернутся, чтобы возродить покинутый край.
В 8 км от этой деревне находиться село Беляево, где и живу сам, занимаясь органическим земледелием и малыми деревянными формами. Пока да, только летом наши места оживают, за счет дачников, но потихоньку проявляется тенденция переезда молодых семей в наши тихие, отдаленные от шумной "цивилизации", места. Сам до 2009 года жил в Москве, потом до 2012 в Воронеже. Но душа сорвалась в природу. Чему просто рад и жалею только о том, что не сделал этого раньше. Так что деревни возродятся, как единственная альтернатива смертельному потреблядству.
ОтветитьУдалитьУ нас около дачи тоже сделали пруд платным. Вопрос решился тремя канистрами отработки (пустые бросили там же), вылитыми ночью в воду. Рыбачить, правда, все равно не дали, но хотя бы купаться можно стало без проблем (на следующий год).
ОтветитьУдалить