понедельник, 12 января 2015 г.

Очерк о жизни в глухой деревне - Шубинка шумят в Берёзовке листвою тополя



Так выглядят больше половины домов самой Шубинки, не говоря уж о Берёзовке.


Очерк о жизни в глухой деревне. Село Шубинка Егорьевского района само по себе отдалено от цивилизации: до города более 60 км, до райцентра 20 с лишним. Рассказ о конкретной улице, которая оторвана от основных улиц села более чем на 4 километра.

Шубинка – село небольшое, и всё же улицу Южную нам удалось найти не сразу. Маршрут мы спросили у прохожего, который по счастливой случайности направлялся именно туда. Я начала расспрашивать нашего попутчика, но на все мои попытки узнать хоть что-нибудь о «загадочной» улице Южной, мужчина, продолжая улыбаться, сказал: «Скоро вы сами всё увидите». Такой ответ, честно признаться, ещё более заинтриговал. Тем временем гравийная дорога, по которой мы ехали, закончилась и машина, резко юркнув вниз, покатилась по песчаной насыпи. То справа, то слева показывались дома, которые неожиданно закончились, и взору предстала степь. Мы отдалялись от Шубинки всё дальше, а Южной так и не было видно. Потом вдали замелькали домики и через несколько минут мы въехали на улицу.

- Добро пожаловать в наш закуток! – сказал мужчина.

Старенькие, кое-где совсем покосившиеся дома и ни души вокруг – вот что мы увидели в первый момент.

Это и есть Южная? – засомневалась я.

- Она самая. 18 дворов, из них 4 – нежилые. Большая часть населения – пенсионеры, - ответил мужчина.

Почему другие сельчане не смогли подсказать нам её местонахождение, наш попутчик объяснил просто: испокон веков крайнюю улицу села Шубинка называли Берёзовкой. Под таким названием знают её и сейчас.

Моя хата с краю…

Дом супругов Науменко - самый крайний. Прямо за ним простираются поля. Супруги поселились в Берёзовке больше 20-и лет назад, ровно столько же они находятся в браке. Сошлись уже будучи немолодыми, поэтому общих детей не завели. Всю свою жизнь Виктор Алексеевич и Надежда Александровна посвятили работе, да и сейчас, будучи пенсионерами, без дела не сидят.

Хозяйку летом дома застать сложно. Чуть свет женщина садиться на велосипед и отправляется в степь за грибами. Грузди женщина чистит, моет, маринует и продаёт. Таким «бизнесом» она занимается уже не первый год, наработала постоянных покупателей и в нашем районе и за его пределами. За сезон получает неплохую прибыль. Вносит свою лепту в семейный бюджет и Виктор Алексеевич. По специальности он водитель, в этой сфере и трудился всю жизнь, а на заслуженном отдыхе увлёкся столярным делом. Литературу специальную почитал, мини-мастерскую оборудовал да и принялся за дела. Теперь если кому из сельчан надо дверь починить, косяки, пороги обновить, ручку для топора выточить – Виктор Алексеевич в их доме первый помощник.

- Одни старики остались в Берёзовке, разъехалась молодёжь, - вздыхает Виктор Алексеевич.

Только две молодые семьи на улице Южной и осталось. С одной из них мы и решили познакомиться.

«А нам и здесь хорошо!»

В дворе у Ерёминых громко гогочут утки, на хоздворе виднеются добротные сараи, рядом стог свежего сена, видно, хозяева всерьёз занимаются разведением скотины. Сразу и не подумаешь, что здесь живёт молодёжь.

- А почему бы и не держать живность? Работу в селе не найти, а содержать семью как-то надо, - говорит глава семейства Михаил. Ему ещё нет и 30, а он отец двух дочерей.

Родителями Ерёмины стали рано. Старшенькая – Настя – родилась когда папе было всего 16, а маме и того меньше. Сами еще совсем детьми были, а пришлось взвалить на свои плечи весь груз проблем взрослой жизни и воспитывать малышку. О том, что без хозяйства в деревне не прожить – поняли сразу, с тех пор крепко-накрепко связали свою жизнь с животноводством. Сначала завели жеребёнка и бычка, со временем приобрели другую живность. Сейчас у Ерёминых утки, овцы, корова, два быка и красавица лошадь – верная боевая подруга Михаила. Она для Ерёминых и помощница и единственное средство передвижения. Забегая вперёд скажу, что возвращаясь в Шубинку, мы замерили расстояние от Берёзовки до «цивилизации». Ближайший магазин находится на расстоянии трёх с половиной километров от улицы, до центра Шубинки, где находятся школа, фельдшерско-акушерский пункт, магазины, почта – еще почти километр. Конечно, на такое расстояние пешком не каждый отправится, тем более зимой, когда дорогу переметает и Берёзовку буквально отрезает от «большой земли».

- Зимой здесь жить непросто, - говорит Михаил, - зато летом – просто красота.

Летом хозяева отпускают животных на вольные выпаса, знают, что с ними ничего не случится, и к вечеру те сами вернутся домой. Корма для своих «подопечных» Михаил заготавливает самостоятельно. Сенокос у Ерёминых прямо в огороде, картофель же сажают неподалёку у Мишиной мамы.

- Я и сам здесь родился и вырос, и жена местная, и мой старший брат Алексей на Южной живет. Всей родней в Берёзовке обосновались, - говорит Миша.

Свою малую родину парень очень любит. Нравится ему здешняя тишина, отдаленность. Нет в этом закутке ни пьяниц, ни дебоширов, машины тут и вовсе не ездят, поэтому местные жители со спокойной душой отпускают своих ребятишек на улицу.

Мать-героиня

В ярко-голубом домике в начале улочки живёт Галина Ивановна Никитенко. Одна из тех, кого по праву можно назвать старожилом Берёзовки. Родилась и выросла женщина в Новосибирской области, там же вышла замуж и вместе с супругом переехала в Волчиху.

В Берёзовку Никитенко переехали в 1985 году, а через два года супруг Галины Ивановны умер, и женщина осталась с восемью детьми одна. Благо, ребята были уже взрослые, помогали матери как могли.

- А теперь поразъехались кто куда мои кровинушки. Одна внучка Галя после смерти матери со мной жила, а сейчас в город уехала учиться, - рассказывает моя собеседница.

Галине Ивановне недавно исполнилось 70 лет, но она по-прежнему полна сил: садит большой огород (одной только картошки 20 соток!), держит гусей, самостоятельно справляется со всеми домашними обязанностями, разве что по поводу того, как до магазина добираться, переживает.

- Пока внучка со мной жила за продуктами она ходила, а кто теперь мне помогать будет - даже и не знаю, - говорит женщина.

Благо, хоть самый важный продукт питания - хлеб - в Берёзовку привозят. Раз в неделю жители Южной собираются в установленном месте и ждут машину. Хлобобулочные изделия сюда доставляет пекарня ЗАО «Лебяжье».

Так и живут берёзовцы, словно в своём маленьком отдельном государстве: часто сидят без света (не выдерживают старенькие электросети могучих степных ветров), здесь не получается «поймать» сотовую связь, а стационарный телефон на весь закуток есть только у Никитенко, и тот работает через раз. Но никто не унывает, привыкли люди к своей тихой, спокойной жизни. Только вот объяснить, почему именно Берёзовкой именуется в народе их улица, никто из сельчан так и не смог. Одни говорят, что в честь старейшей жительницы бабы Маруси Березиковой, которая и поныне живёт на Южной. Другие более склоняются к варианту, что некогда была здесь берёзовая роща. Только вот незадача: не единого деревца этой породы поблизости мы так и не увидели. И только ветер гуляет по пустынной улице, и шумят листвою тополя.

Комментариев нет :

Отправить комментарий